Задолженность регионов
Недавно бюджетная система России установила своего рода антирекорд: размер государственного долга регионов составил 1,1 трлн рублей. Эксперты опасаются кризиса, а они не готовы. Позже стало ясно, что такая региональная закредитованность, возникла в результате уменьшения бюджетных трансфертов.
В конце 2012 года общая сумма госдолга всех регионов России выросла до 1,39 трлн рублей, что в 2 раза выше по сравнению с докризисным периодом 2008 года. Одновременно с этим бюджетная задолженность в 15 регионах увеличилась в 10 раз и более. По данным аналитиков, годовой долг составил всего 7 % против 23% в прошлом году, но наличие долга поневоле вынуждает к большей экономии.
Абсолютное увеличение задолженности регионов впечатляет еще больше относительного показателя: в частности, долг Мордовии составил 165% от собственных доходов, Северной Осетии-Алании - 123%, долг Костромской и Астраханской областей составил столько же, сколько они сами заработали (96,6 и 95,8%). Причем в Бюджетном кодексе не предусмотрена такая долговая нагрузка, поэтому Министерство финансов решило вести жесткие переговоры с местными властями в регионах, где было допущено увеличение задолженности. Это желание вполне понятно, ведь большую часть долга бюджетов регионов составляют кредиты из федерального бюджета.
Аналитики также отметили, что региональная закредитованность возникла в результате уменьшения бесплатных трансферов из бюджета страны. Однако прежде чем сокращать их, необходимо подумать о том, что регионы находятся в разных, с экономической точки зрения, условиях, а также существуют особенности фискальной политики России: различные сборы и налоги, которые возникают в регионах, прежде всего, концентрируются в федеральном центре и только потом происходит их распределение в области и республики.
Ясно, что применение такой схемы оправдано тогда, когда существовала необходимость в выравнивании социально-экономического расслоения между регионами. Однако как это связано с действиями Министерства финансов относительно сокращения бесплатных бюджетных трансфертов - непонятно. Причем при таком сокращении региональные власти не будут освобождены от реализации соцпрограмм. В общей сложности получается, что такие действия со стороны Минфина приведут к тому, что местные власти в регионах прибегнут к покрытию дефицита своих бюджетов за счет взятия займов на открытом рынке.
А это в свою очередь приведет к еще большей закредитованности регионов и к параллельной «оптимизации бюджетов». Альтернативой является активное формирование «на местах» благоприятной экономической среды для инноваций и модернизационного развития.
Другие региональные новости: Лесные пожары, возникшие на территории Томской области, успешно потушены.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.