Проблемы международного лизинга
На первый взгляд может показаться, что оценить все нюансы международного лизинга довольно просто. Главное – запомнить, что предметом такой фин. аренды могут выступать исключительно средства производства, оборудование (п. 1 ст. 1 Конвенции). Во всем же остальном он, по впрнципе, мало чем отличается от российского. Но подобная точка зрения – глубокое заблуждение.
Во-первых, если в договоре не уточнить, право какой страны используется для регулирования лизинговых отношений, то к ним будет применяться то законодательство, которое действует в стране лизингодателя.
Во-вторых, перемещаемые через границу предметы международного лизинга подпадают под специальный контроль со стороны таможенных органов. Ведь при ввозе арендованного у иностранца имущества необходимо рассчитаться по сбору за оформление и по пошлине (п. 1 ст. 318 ТК). Кроме того, немало внимания придется уделить и «иностранному» НДС.
Таможенная альтернатива. Стороны международного лизинга вправе самостоятельно выбирать таможенный режим. Чаще всего предпочтение отдается «временному ввозу», ведь именно он позволяет уплачивать суммы таможенных платежей и налогов в рассрочку. Для того чтобы получить право на данный льготный режим, «лизинговому импортеру» необходимо подать в таможенный орган заявление на временный ввоз арендуемого оборудования.
Те же лизингополучатели, которые не желают ограничивать себя 34 месяцами и имеют достаточно средств, чтобы перечислять таможенные платежи и налоги единовременно, могут сразу оформить ввозимые товары в режиме «свободного обращения».
Возвращается лизинговое имущество иностранному владельцу в таможенном режиме реэкспорта, который предусматривает, что товары, ранее ввезенные на территорию страны, вывозятся без уплаты налогов и ввозных таможенных пошлин или с их возвратом. Примечательно, что в этом случае к оборудованию не применяются установленные законодательством запреты и ограничения экономического характера (ст. 239 ТК).
Проблемы с НДС. В части обложения НДС международный лизинг, как и прочий ввоз товаров на российскую территорию, подпадает под действие статьи 146 Налогового кодекса, а в роли налогоплательщика в данном случае выступает иностранный контрагент. Причем, если иностранный хозяин имущества не состоит на учете в российских фискальных органах, то фирма-арендатор, которая признается в данном случае налоговым агентом, обязана удержать у такого партнера налог на добавленную стоимость и уплатить его в бюджет (ст. 161 НК). База по лизинговому НДС определяется как сумма дохода от передачи имущества в фин. аренду. В законодательстве указано, что, удерживая данный налог, фирма должна определять его размер расчетным методом как 18/118 (п. 4 ст. 164 НК).
Компании, выплатившие налог на добавленную стоимость, могут предъявить его к вычету. Причем право на возмещение этих сумм не зависит от того, под каким таможенным режимом (временного ввоза или свободного обращения) находится арендованное оборудование (п. 2 ст. 171 НК).
Однако и здесь есть важное ограничение: предмет лизинга должен быть приобретен для производства товаров, облагаемых этим налогом (п. 3 ст. 171 НК). Кроме того, оформляя пакет документов для подтверждения своего права на вычет по НДС, компании следует обратить внимание на обязательное указание в счетах-фактурах (инвойсах) полной стоимости лизинговых услуг с учетом налога. Также стоит помнить и о том, что в том же периоде, в котором суммы НДС будут уплачены в бюджет, лизингополучателю необходимо внести соответствующие записи в свою книгу покупок.
Расчет прибыли «по-лизинговому». Что же касается налога на прибыль, то здесь может возникнуть две проблеы: как отразить лизинговые платежи за использование оборудования и можно ли списать в расходы затраты на таможенное оформление груза?
Если говорить о лизинговых платежах, то для целей налогообложения прибыли они признаются в составе прочих расходов. Затраты по таможенному оформлению также снижают базу «прибыльного» налога, пополняя ряды прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Причем, как указали финансисты, при использовании метода начисления данные затраты следует учитывать, принимая во внимание принцип равномерности признания доходов и расходов (письмо Минфина от 24 октября 2005 г. N 03-03-04/1/292).
В пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса установлено, что «первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга, определяется как сумма расходов на его приобретение и доставку… за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе затрат». Отсюда уже можно сделать вывод, что уплаченные таможенные сборы и пошлины наряду с выкупной стоимостью будут участвовать в формировании первоначальной стоимости предмета лизинга, однако только после перехода права собственности на него от организации-лизингодателя (письмо УФНС по г. Москве от 8 сентября 2005 г. № 19—11/63727).
В заключение необходимо отметить, что относительно «прибыльного» налога отечественная компания также может выступать в качестве налогового агента. Так, например, лизингополучателю необходимо исчислять и уплачивать в бюджет суммы этого налога, если зарубежный арендатор не имеет российского представительства. Причем в этом случае его расчетная ставка будет равна 20 процентам (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК).
Другие новости лизинга: Лизинговые компании подводят итоги года.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.