Автоматизацией по конкуренции
Русский рынок автоматизации лизинговых компаний начал формироваться в период бурного роста лизинговой отрасли и обострения конкуренции между лизингодателями. В те годы и появились первые информационные системы, ориентированные на решение задач лизинговых компаний, учитывающие специфику лизинга в целом и отечественного лизинга в частности. Специализированные программные продукты для автоматизации лизинговой деятельности предлагали фирмы Comarch (Egeria Leasing), «Инталев» («Инталев:Управление лизингом»), РБК СОФТ (РБК-Лизинг), ИМПАКТ-СОФТ (Impact Soft Leasing Solution), ИНЭРА (ИНЭРА Лизинг), «Хомнет» («Хомнет Лизинг).
Уже скоро стало понятным, что комплексная автоматизация бизнес-процессов может дать серьезное конкурентное преимущество представителям лизингового бизнеса. Однако лизинговые компании с осторожностью подходили к вопросу автоматизации и относились к внедрению информационной системы, скорее, как к рискованному эксперименту, чем как к реальной возможности повышения оперативности и эффективности работы. Это было связано с тем, что рынок автоматизации лизинга находился в стадии формирования, и успешных внедрений информационных систем в лизинговых компаниях было еще очень немного.
К началу нынешнего года ситуация изменилась. Лизинговые компании в полной мере осознали необходимость автоматизации и преимущества использования комплексных информационных систем. Лизинговое сообщество стало уделять специализированным решениям самое пристальное внимание в связи с появлением большого количества примеров успешных внедрений. Риски автоматизации снизились, и это обусловлено в первую очередь тем, что за прошедшие годы поставщики информационных систем для лизинга приобрели опыт, позволяющий доводить проекты до логического результата – т.е. до запуска системы в эксплуатацию. Положение дел на рынке автоматизации лизинговых компаний более или менее стабилизировалось, определились основные инвесторы.
В конце года Российская ассоциация лизинговых компаний осуществила масштабное исследование рынка автоматизации лизинга с целью изучения текущей ситуации в сфере автоматизации бизнес-процессов в лизинговых компаниях и выявления основных тенденций, сложившихся на этом рынке.
Зона охвата. В ходе исследования были опрошены руководители и ведущие специалисты 217 представителей лизинговой отрасли из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Краснодара, Ярославля, Екатеринбурга и других городов России. На вопросы отвечали, в основном, топ-менеджеры лизинговых компаний: 68,5% респондентов – руководители высшего звена (генеральные, финансовые и IT директора), 9% - главные бухгалтеры, 9% - руководители среднего звена, 13,5% - ведущие эксперты.
В исследовании «Рослизинга» приняли участие 59% ведущих игроков рынка лизинга, входящих в TOP 70 крупнейших лизинговых компаний России. В процентном соотношении к общему количеству опрошенных лизингодателей их доля составила 19%.
Вот как прокомментировали результаты исследования представители ведущих игроков рынка автоматизации лизинговых компаний.
Дмитрий Курдомонов, директор компании «Хомнет Лизинг»:
«На наш взгляд, проведенный опрос довольно точно отражает сложившееся на рынке положение дел. Конечно, в любой статистике можно найти определенную погрешность, но в данном случае цифры вполне достоверны. Ситуация, когда один поставщик информационных систем для автоматизации лизинговой деятельности лидирует с огромным отрывом, характерна не только для России. Как показало изучение мирового опыта, отраслевой лидер, предлагающий решения для автоматизации лизингового бизнеса, существует почти в каждой стране или регионе. Потому есть все основания полагать, что в ближайшие 3-5 лет такой расклад сил сохранится. Также необходимо отметить, что, по нашим данным, число автоматизированных лизинговых компаний по сравнению с предыдущим годом значительно выросло, а процент компаний, использующих заказную разработку, существенно снизился. И мы прилагаем все усилия, чтобы эти тенденции сохранились. С нашей точки зрения, сегодняшний рынок предлагает адекватную альтернативу заказным системам, и для лизинговых компаний, предпочитающих все-таки делать выбор в пользу последних, гораздо проще и эффективнее взять за основу для заказной разработки готовое решение, учитывающее опыт многих представителей лизингового сообщества, чем разрабатывать систему «с нуля».
Александр Широков, ген. директор компании «ИНЭРА»:
«Данная статистика не только ожидаема, но и является абсолютно нормальной для нашего продукта, ведь все наши проекты индивидуальны. Мы работаем с крупными игроками, которым нужны широкие функциональные возможности интегрированного западного решения. Именно в возможностях масштабирования заключается одно из наших плюсов. Каждый наш проект – это продукт серьезной и кропотливой работы по интеграции нюансов заказчика с возможностями информационной системы. И на выходе получается полностью адаптированный продукт. Да, мы ориентированы на крупные компании, которые готовы потратить время для адаптации системы под свои тонкости, учесть специфические нюансы бизнес - процессов. Ведь именно в этом и есть их конкурентные преимущества. Сам факт проведения подобного исследования свидетельствует о том, что отрасль признала потребность в нашей работе. Основным моментом считаю масштаб исследования и количество вовлеченных респондентов. Видно, что мы, «автоматизаторы», и лизинговые компании движемся навстречу друг другу. Сейчас под охват информационных систем попадают самые «больные» места бизнеса. Культура IT еще не пришла массово , но это уже и не мода. Как говорят, аппетит приходит во время еды. Реальное, не теоретическое понимание полезности комплексной информационной системы еще впереди. На мой взгляд, перспектива пятилетки».
Другие новости лизинга: За тобой должок.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.